гендальф

Уроки от Лады №9 Его величество персонаж: что за существо?

Сегодня — девятый урок от Лады, товарищи!

Как вы поняли из названия, речь пойдет о персонажах ваших произведений.

«Сюжет- это персонаж, а персонаж- сюжет».

Френсис Скотт Фицджеральд.

         Вот вам ответ на вечную дилемму: сюжет или персонаж. Нравится вам это или нет, но движущей силой вашего произведения являются персонажи. Правильная обрисовка их образов — вот в чем разница между шедевром и посредственным сочинением. Попробуйте представить себе «Большие надежды» без Пипа, «Великого Гэтсби» без Гэтсби, «Старик и море» без старика, «Унесенные ветром» без Скарлетт, «Гарри Поттер» без…ну, вы поняли мысль- если вы не создадите образы ваших персонажей, ваша работа окажется неэффективной.

Если бы Аристотель и Э.М. Форстер вдруг встретились где-нибудь там, в другом мире, их встреча могла бы закончиться потасовкой. Эти двое знали толк в литературе, но вряд ли сошлись бы во мнениях.

Аристотель, как известно, считал, что с точки зрения драматического эффекта сюжет важнее персонажа.

Форстер же, напротив, утверждал, что движущей силой литературы являются персонажи.

Среди писателей нет единодушного мнения на этот счет — одни считают, что прав Аристотель, другие отдают предпочтение мнению Форстера. Другими словами, для вас первостепенное значение имеет персонаж, которого вы помещаете в центр событий и смотрите, как развивается его образ, либо действие, применительно к которому вы подгоняете персонажей. Оба подхода имеют свои достоинства и недостатки, но у них есть и общая черта- реалистичность.

Яркие, хорошо проработанные персонажи могут стать для вас настолько реальными, что будут контролировать сюжет. Если вы вдруг обнаружили, что в какой-то момент ваши персонажи начинают вести себя словно капризные дети, диктующие свои правила игры, настойчиво требуя придумать для них что-то новенькое, поместить в такую ситуацию, которую вы не планировали, значит, вам действительно удалось создать достойные персонажи. Когда ваши персонажи становятся «автономными», дайте им волю на некоторое время- результат может стать для вас приятным сюрпризом. Но помните: когда вы спускаете действующих лиц с поводка, они могут отправиться куда глаза глядят или начнут ходить кругами, а читатель тем временем будет скучать.

При создании реалистичных персонажей большое значение имеет не только взгляд внутрь, но и взгляд вовне. Научитесь видеть, что делает реальных людей уникальными, смешайте эти наблюдения и ждите появления на свет новорожденного. Успешный читатель понимает, что движет людьми, как они мыслят, каковы их инстинкты и как их психология заставляет реагировать на окружающий мир. Успешный писатель подмечает в людях причудливые черты и с их помощью создает реалистичный портрет персонажа, отражая в его образе всю сложность человеческой натуры.

Литературные персонажи — одна из самых больших загадок. Они состоят из набора слов и фраз, но в воображении читателя становятся порой более реальными, чем живые люди. Откуда же берутся эти создания?

Некоторым писателям повезло — их головы забиты персонажами, некоторые из них живут там с детства. Бывает, что персонаж живет в воображении автора так долго, что становится реальным, как бы существующим в параллельном мире. Он никогда не существовал в реальности, но воплощает в себе черты реальных людей — у одних взял манерность, у других фобию, нервный тик, черты характера и т.д.

Существуют так же персонажи, которые ведут свое происхождение из реального мира. В некоторых случаях это очевидно – на страницах своих книг некоторые авторы рисуют знакомых им людей. В других случаях портрет может представлять собой совокупность черт, как в приведенном выше примере. Вспомните наиболее запоминающиеся аспекты поведения людей, чтобы понять, что делает их особенными.

Совет первый

Понаблюдайте за своей семьей, друзьями. Отметьте их отличительные черты, движущую силу их поступков, события из прошлого, которые сделали этих людей такими, какие они есть. Посмотрите, что заставляет их страдать и что делает их счастливыми. Используйте эти черты в своем произведении.

Совет второй

Присмотритесь: в чем заключается движущая сила персонажей из прочитанных вами книг или просмотренных фильмов? Отметьте для себя их физические и умственные особенности, манеру поведения, даже то, как они чихают, — пригодиться может буквально все! Если какой-то персонаж из романа произвел на вас особенное впечатление, спросите себя, почему это произошло, что в его образе вызвало вашу симпатию.

Домашнее задание № 1.

Выберите персонажи, над которыми вы работали некоторое время и напишите несколько коротеньких рассказов, помещая своих героев в разные необычные ситуации. Начните с малого: придумывайте бытовые сценки из прошлого ваших персонажей, затем прибавьте драматизма — террористический акт, катастрофа на транспорте. Затем поместите ваших героев в эпицентр событий, и посмотрите, как они себя поведут.

Домашнее задание № 2.

Посмотрите газеты и выберите какую-нибудь особенно занимательную или скандальную историю, одну из тех, что так любит желтая пресса. Попробуйте представить себе развитие ситуации с точки зрения одного из участников этой истории. Опишите его интерпретацию произошедшего. Попробуйте понять эмоциональное состояние этого человека и охарактеризовать случившееся его словами. Потом узнайте из газетной статьи детально какие книги любит читать этот человек, где предпочитает бывать, о чем мечтает, о чем сожалеет, для этого подключите свое воображение и проведите исследования, строя догадки из имеющейся информации.

 

Поделиться в соц. сетях

0

Оставить коммент

Полное или частичное использование материалов без согласия автора и прямой индексируемой гиперссылки на сайт you-author.com запрещено
Return to Top ▲Return to Top ▲
Читайте ранее:
пишем книги
Внимание! Будем издавать сборник рассказов, а для этого….

Доброго всем настроения, товарищи! Этот внеплановый пост заставила меня написать ситуация: Я давно хотел, кроме конкурсов (как малых, так и...

Закрыть